В Советской России – говорил он, драпируясь в одеяло, – сумасшедший дом – это единственное место, где может жить нормальный человек.
"Золотой теленок" (И.Ильф, Е.Петров)
1. Россия, ты одурела.
Тупиковая ветвь цивилизации сформировала особые отношения думающего, свободного человека и недумающего, несвободного общества. Поначалу несвободная норма предполагала хотя бы свободное сумасшествие. Кая Юлия Старохамского И.Ильф и Е.Петров, как известно, поместили в сумасшедший дом, где он рассчитывал обрести личную свободу. А ее гарантией, как он полагал было неучастие в строительстве социализма. Символично, что в такой стране обретение личной свободы возможно было лишь по недоразумению и ненадолго.
Соответственно, что в такой стране, как Россия, извращено само понятие нормы психического здоровья. Как индивидуального, так и массового. И еще оно очень зависит от активности. Кроме того, в России сумасшествие ассоциируется:
– с безопасностью, если вспомнить "Палату № 6", по мнению доктора – когда общество ограждает себя от преступников, психических больных и вообще неудобных людей, то оно непобедимо.
– с институтами демократии, по мнению "Бравого солдата Швейка" – в сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте.
– или с личными психологическими качествами человека по мнению Дж.Оруэлла – нормальный человек власти не желает, следовательно, власть всегда у ненормальных.
2. "Что новенького шизофреновенького?"
В нынешней России проблемы психического здоровья претерпели существенные изменения.
Во-первых, Кай Юлий СтароХамский стал Гаем Юлием НовоХамским. Нетрадиционные свободы слова и совести он променял на традиционную – патриотизм. Его психическое кредо – всегда. Он "... любит Россию. Она занимает шестую часть моей души. Теперь, наверно, уже немножко побольше".
Во-вторых, общество из состояния идиотизма перешло в переходную фазу от шизофрении к паранойе. Оно активно и даже агрессивно противостоит норме внутри страны, а что касается вовне, то "Тревожная обстановка во Вселенной заставляет нас глядеть в оба".
В-третьих, они тронулись мозгами на "миролюбии" и готовы в едином порыве показать кузькину мать всем, кто позволит себе в этом усомниться.
И, в-четвертых, они на вершине неадекватности. У них, что ни сумасшедший, то титан духа, маленький гигант мысли о единой и неделимой России и практически отец русской демократии. Что ни сумасшедший дом, то моральный камертон.
3. "В дурдоме не умничают"
В нынешней России проблемы психического здоровья претерпели существенные изменения. Несмотря на строгие нравы российского дурдома, нельзя не принимать во внимание два существенных обстоятельства.
Во-первых, отдельные пациенты из числа наименее буйных еще не преодолели "Бред правдоискательства, чувство ложно понятой чести и прочие атавизмы..."
Во-вторых, их терзают странные сомнения. С одной стороны они уверены в том, что никому не удастся стереть "с лица земли, того, у кого так много земли и нет никакого лица по той простой причине, что у нее вовсе нет лица". С другой стороны, они понимают, что за "... за такую Родину я нравственно плюгавый хмырь, просто недостоин сражаться".
В-третьих, заканчивая этот разговор на оптимистической ноте, правомерно утверждать, что "только вскрытие покажет, имеем мы дело с клинической смертью или с клиническим слабоумием".
В общем, без "Вальпургиевой ночи" Венечки Ерофеева новый день на этой земле не наступит.